Доходный подход в мониторинге стоимости предприятия

В условиях переходной экономики практически при отсутствии всех названных элементов плановой традиционные методы финансового анализа представляют собой как бы формальный подход и не позволяют учитывать целый ряд важных факторов, например состояние экономики региона, в котором расположено предприятие; рыночную конъюнктуру; особенности финансирования и проведения расчетов; перспективы развития предприятия, отрасли и т.п.

Для устранения этого недостатка в качестве альтернативного инструмента анализа состояния предприятия представляется целесообразным использовать периодическое определение его стоимости, основывающееся на современных методах финансового менеджмента.

Для обоснования правомерности использования суждения о стоимости предприятия в качестве критерия оценки эффективности управления им определим цели функционирования предприятия.

Приступая к этому, заметим, что большинство промышленных предприятий в силу специфики своих отраслей имеют целый ряд особенностей, среди которых:

  • обязательность обслуживания некоторых потребителей (не позволяющая в полной мере проводить оптимальную сбытовую политику);
  • контроль со стороны антимонопольной службы (ограничивающего возможность адекватно реагировать на складывающуюся на рынке ценовую ситуацию);
  • закрепленная в государственной собственности доля пакетов акций (что вызывает необходимость помимо коммерческих интересов предприятия учитывать подчас противоречащие им социальные интересы общества);
  • определенное специальными законодательными актами наличие законсервированных мощностей и т.п.

Задача организации мониторинга стоимости предприятия может быть решена путем применения современных методов финансового менеджмента, учитывающих индивидуальные особенности предприятий, но требующих применения также и современного информационного обеспечения, и математического моделирования, без которых невозможно получение адекватно отражающего действительность результата.

В основе мониторинга стоимости предприятия лежит заимствованная из опыта стран с развитой рыночной экономикой практика определения стоимости действующего предприятия (бизнеса).

Естественно, механическое перенесение западного опыта на отечественную почву не может дать положительных результатов из-за слишком больших различий условий функционирования предприятий. Учитывая этап, на котором находится экономика России, они проявляются, прежде всего, в различиях правовых сред; существенных ограничениях на сбыт продукции и поставку сырья, свойственных некоторым отраслям промышленного производства, и т.п.

В своем традиционном применении оценка стоимости предприятия применяется для принятия обоснованного решения при совершении сделок купли-продажи, определении залоговой или страховой стоимостей, выборе инвестиционных решений, определении стоимости предприятий при их реорганизации и т.д.

Такой оценке свойственно то, что она выполняется на конкретный момент времени, а не является периодически повторяющейся. В этой связи, прежде всего, следует особо отметить неприменимость в рассматриваемом случае наиболее часто применяемого стандарта – обоснованной рыночной стоимости, так как при подобных обстоятельствах нет, а зачастую и не может быть рынка, на котором осуществлялись бы сделки купли-продажи предприятий целого ряда отраслей хозяйства.

Группа методов, основанная на анализе прогноза потока дохода, приносимого предприятием, строится на утверждении, что предприятие стоит столько, сколько сегодня стоит приносимый им будущий денежный поток.

Для реализации доходных методов требуется, во-первых, построение модели будущего денежного потока и, во-вторых, определение текущей стоимости этого будущего денежного потока с учетом изменения стоимости денег во времени (достигается путем применения специальной величины, называемой ставкой дисконтирования).

Эта группа методов дает возможность учесть:

  1. с одной стороны, при расчете ставки дисконтирования — знание текущего состояния и прогноза состояния макроэкономики страны и положения дел в отрасли, а также условия финансирования конкретного предприятия и его политику в получении и предоставлении кредитов;
  2. с другой стороны, при расчете денежного потока — все многообразие факторов, влияющих на денежный поток, приносимый предприятием: прибыль, издержки (включая амортизацию), политику в отношении капитальных вложений и привлечения кредитов; порядок оплаты произведенной продукции; налоговую среду и т.д.

Заметим, что доходный подход позволяет определить стоимость предприятия, прогнозируя его будущие показатели; сравнительный подход позволяет определять стоимость предприятия в настоящий момент времени.

Мониторинг стоимости предприятия позволит не только дать ответ о стоимости предприятия на фиксированную дату, но, разработав модель ее изменений с учетом влияния внешней среды и финансово – хозяйственных показателей предприятия, и моделировать результаты принимаемых решений и учитывать изменения внешних условий.

Эта задача может быть успешно решена с использованием современных методов вычислительной математики, в частности нейросетевых алгоритмов, для чего требуется привлечение специалистов в области современных методов вычислительной математики

Оцените статью
Управление денежным потоком предприятия