На формирование денежных потоков предприятия влияют факторы, которые можно подразделить на внешние и внутренние.
Содержание
Система основных факторов, влияющих на формирование денежных потоков предприятия.
Внутренние факторы включают:
- Жизненный цикл предприятия на разных стадиях формирует не только разные объемы денежных потоков, но и их виды (по структуре источников формирования положительного денежного потока). Характер поступательного развития предприятия по стадиям жизненного цикла играет большую роль в прогнозировании объемов и видов денежных потоков.
- Продолжительность операционного цикла базируется на правиле: чем короче продолжительность этого цикла, тем больше оборотов совершают денежные средства, инвестированные в оборотные активы, и соответственно тем больше объем и выше интенсивность как положительного, так и отрицательного денежных потоков предприятия. Увеличение объемов денежных потоков при ускорении операционного цикла не только не приводит к росту потребности в денежных средствах, инвестированных в оборотные активы, но даже снижает размер этой потребности.
- Сезонность производства и реализации продукции по источникам своего возникновения может быть отнесена к числу внешних факторов, однако технологический прогресс позволяет предприятию оказывать непосредственное воздействие на интенсивность его проявления.
- Неотложность инвестиционных программ заключается в формировании потребности объема соответствующего отрицательного денежного потока, увеличивая одновременно необходимость формирования положительного денежного потока.
- Амортизационная политика предприятия предполагает использование предприятием различных методов амортизации основных средств, а также сроков амортизации нематериальных активов, создающих различную интенсивность амортизационных потоков, которые денежными средствами непосредственно не обслуживаются. При осуществлении ускоренной амортизации активов возрастает доля амортизационных отчислений и соответственно снижается доля чистой прибыли предприятия.
- Коэффициент операционного левериджа оказывает существенное воздействие на пропорции темпов изменения объема чистого денежного потока и объема реализации продукции, а механизм этого воздействия на формирование чистой прибыли предприятия.
- Финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия способствует выбору консервативных, умеренных или агрессивных принципов финансирования активов и осуществления других финансовых операций, за счет чего определяется структура видов денежных потоков предприятия, объемы страховых запасов отдельных видов активов, уровень доходности финансовых инвестиций.
К внешним факторам относятся:
- Конъюнктура товарного рынка, изменение которой определяет величину положительного денежного потока предприятия — объема поступления денежных средств от реализации продукции. Повышение конъюнктуры товарного рынка, в сегменте которого предприятие осуществляет свою операционную деятельность, приводит к росту объема положительного денежного потока по этому виду хозяйственной деятельности. И наоборот – спад конъюнктуры вызывает так называемый «спазм ликвидности», характеризующий вызванную этим спадом временную нехватку денежных средств при скоплении на предприятии значительных запасов готовой продукции, которая не может быть реализована.
- Конъюнктура фондового рынка влияет, прежде всего, на возможность: формирования денежных потоков за счет эмиссии акций и облигаций предприятия; эффективного использования временно свободного остатка денежных средств, вызванного небалансом объемов положительного и отрицательного денежных потоков предприятия во времени; формирования объемов денежных потоков, генерируемых портфелем ценных бумаг предприятия, в форме получаемых процентов и дивидендов.
- Система налогообложения предприятия, основанная на платежах, составляет значительную часть объема отрицательного денежного потока предприятия, а установленный график их осуществления определяет характер этого потока во времени. Поэтому любые изменения в налоговой системе (появление новых видов налогов, изменение ставок налогообложения, отмена или предоставление налоговых льгот, изменение графика внесения налоговых платежей) определяют соответствующие изменения в объеме и характере отрицательного денежного потока предприятия.
- Сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции определяет сложившийся порядок приобретения продукции на условиях её предоплаты; наличного платежа («платежа против документов»); на условиях отсрочки платежа (предоставление коммерческого кредита). Влияние этого фактора проявляется в формировании как положительного (при реализации продукции), так и отрицательного (при закупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих) денежного потока предприятия во времени.
- Доступность финансового кредита во многом определяется сложившейся конъюнктурой кредитного рынка (поэтому этот фактор рассматривается как внешний, не учитывающий уровень кредитоспособности конкретных предприятий). В зависимости от конъюнктуры этого рынка растет или снижается объем предложения «коротких» или «длинных», «дорогих» или «дешевых» денег, а соответственно и возможность формирования денежных потоков предприятия за счет этого источника (как положительного – при получении финансового кредита, так и отрицательного — при его обслуживании и амортизации суммы основного долга).
- Система осуществления расчетных операций хозяйствующих субъектов влияет на формирование денежных потоков во времени: если расчет наличными деньгами ускоряет осуществление этих потоков, то расчет чеками, аккредитивами и другими платежными документами эти потоки соответственно замедляет.
7. Возможность привлечения средств безвозмездного целевого финансирования (обладают в основном государственные предприятия различного уровня подчинения) проявляется в том, что формируя определенный дополнительный объем положительного денежного потока, он не вызывает соответствующего объема формирования отрицательного денежного потока предприятия