Факторы формирования денежных потоков предприятия

На формирование денежных потоков предприятия влияют факторы, которые можно подразделить на внешние и внутренние.

Система основных факторов, влияющих на формирование денежных потоков предприятия.

Внутренние факторы включают:

  1. Жизненный цикл предприятия на разных стадиях формирует не только разные объемы денежных потоков, но и их виды (по структуре источников формирования положительного денежного потока). Характер поступательного развития предприятия по стадиям жизненного цикла играет большую роль в прогнозировании объемов и видов денежных потоков.
  2. Продолжительность операционного цикла базируется на правиле: чем короче продолжительность этого цикла, тем больше оборотов совершают денежные средства, инвестированные в оборотные активы, и соответственно тем больше объем и выше интенсивность как положительного, так и отрицательного денежных потоков предприятия. Увеличение объемов денежных потоков при ускорении операционного цикла не только не приводит к росту потребности в денежных средствах, инвестированных в оборотные активы, но даже снижает размер этой потребности.
  3. Сезонность производства и реализации продукции по источникам своего возникновения может быть отнесена к числу внешних факторов, однако технологический прогресс позволяет предприятию оказывать непосредственное воздействие на интенсивность его проявления.
  4. Неотложность инвестиционных программ заключается в формировании потребности объема соответствующего отрицательного денежного потока, увеличивая одновременно необходимость формирования положительного денежного потока.
  5. Амортизационная политика предприятия предполагает использование предприятием различных методов амортизации основных средств, а также сроков амортизации нематериальных активов, создающих различную интенсивность амортизационных потоков, которые денежными средствами непосредственно не обслуживаются. При осуществлении ускоренной амортизации активов возрастает доля амортизационных отчислений и соответственно снижается доля чистой прибыли предприятия.
  6. Коэффициент операционного левериджа оказывает существенное воздействие на пропорции темпов изменения объема чистого денежного потока и объема реализации продукции, а механизм этого воздействия на формирование чистой прибыли предприятия.
  7. Финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия способствует выбору консервативных, умеренных или агрессивных принципов финансирования активов и осуществления других финансовых операций, за счет чего определяется структура видов денежных потоков предприятия, объемы страховых запасов отдельных видов активов, уровень доходности финансовых инвестиций.

К внешним факторам относятся:

  1. Конъюнктура товарного рынка, изменение которой определяет величину положительного денежного потока предприятия — объема поступления денежных средств от реализации продукции. Повышение конъюнктуры товарного рынка, в сегменте которого предприятие осуществляет свою операционную деятельность, приводит к росту объема положительного денежного потока по этому виду хозяйственной деятельности. И наоборот – спад конъюнктуры вызывает так называемый «спазм ликвидности», характеризующий вызванную этим спадом временную нехватку денежных средств при скоплении на предприятии значительных запасов готовой продукции, которая не может быть реализована.
  2. Конъюнктура фондового рынка влияет, прежде всего, на возможность: формирования денежных потоков за счет эмиссии акций и облигаций предприятия; эффективного использования временно свободного остатка денежных средств, вызванного небалансом объемов положительного и отрицательного денежных потоков предприятия во времени; формирования объемов денежных потоков, генерируемых портфелем ценных бумаг предприятия, в форме получаемых процентов и дивидендов.
  3. Система налогообложения предприятия, основанная на платежах, составляет значительную часть объема отрицательного денежного потока предприятия, а установленный график их осуществления определяет характер этого потока во времени. Поэтому любые изменения в налоговой системе (появление новых видов налогов, изменение ставок налогообложения, отмена или предоставление налоговых льгот, изменение графика внесения налоговых платежей) определяют соответствующие изменения в объеме и характере отрицательного денежного потока предприятия.
  4. Сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции определяет сложившийся порядок приобретения продукции на условиях её предоплаты; наличного платежа («платежа против документов»); на условиях отсрочки платежа (предоставление коммерческого кредита). Влияние этого фактора проявляется в формировании как положительного (при реализации продукции), так и отрицательного (при закупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих) денежного потока предприятия во времени.
  5. Доступность финансового кредита во многом определяется сложившейся конъюнктурой кредитного рынка (поэтому этот фактор рассматривается как внешний, не учитывающий уровень кредитоспособности конкретных предприятий). В зависимости от конъюнктуры этого рынка растет или снижается объем предложения «коротких» или «длинных», «дорогих» или «дешевых» денег, а соответственно и возможность формирования денежных потоков предприятия за счет этого источника (как положительного – при получении финансового кредита, так и отрицательного — при его обслуживании и амортизации суммы основного долга).
  6. Система осуществления расчетных операций хозяйствующих субъектов влияет на формирование денежных потоков во времени: если расчет наличными деньгами ускоряет осуществление этих потоков, то расчет чеками, аккредитивами и другими платежными документами эти потоки соответственно замедляет.

7. Возможность привлечения средств безвозмездного целевого финансирования (обладают в основном государственные предприятия различного уровня подчинения) проявляется в том, что формируя определенный дополнительный объем положительного денежного потока, он не вызывает соответствующего объема формирования отрицательного денежного потока предприятия

Оцените статью
Управление денежным потоком предприятия