Вчера и сегодня главная цель любой коммерческой организации – это получение денег. Успех определяется не прибылью, а в первую очередь наличием денежных средств на расчетном счете.
Держал ли кто-нибудь прибыль в руках и можно ли воспользоваться ею как конечным результатом? Нет, потому что прибыль состоит из начислений: доходов и расходов.
По сути, это обещание заплатить.
С одной стороны, наше обещание заплатить – это наши расходы, с другой – платежи, обещанные нам, – наши доходы.
Но обещать не значит жениться! Поэтому ставить знак «равно» между прибылью и деньгами нельзя.
Прибыль невозможно потратить на покупку чего-либо или вывести из бизнеса, это можно сделать только с деньгами. Наличие у компании прибыли еще не означает, что она успешна.
Плачевное состояние
Предприятия, которые ориентируются исключительно на увеличение прибыли, оказываются в весьма плачевном состоянии: прибыль есть, а они не платежеспособны.
Все потому, что их руководители путают термины «прибыль» и «деньги»; «доходы» и «поступления денег»; «расходы» и «выбытие денег». Это разные понятия, их необходимо различать.
Главный фактор, влияющий на возникновение различий это дебиторская и кредиторская задолженность. Если вы продаете продукцию с отсрочкой платежа, вы даете вашему контрагенту беспроцентный товарный кредит на длительность этой задолженности. Доходы есть, а деньги на расчетный счет еще не поступили.
Движение в никуда
Если увлечься увеличением показателя «прибыль», дебиторская задолженность будет расти, а количество денежных средств на расчетном счету снижаться, так как поставщикам и персоналу нужно платить.
В результате корпоративная «касса» пустеет, и компания становиться неплатежеспособной, несмотря на высокую рентабельность.
Собственник не обрадуется
Пытаются оценивать результат по прибыли. На один из таких вопросов я ответил: прибыль у вас большая, но собственник этому не обрадуется.
Меня спросили: почему?
Потому что денег он не увидит, дебиторская задолженность просрочена, на складах товары портятся, а новое оборудование стоит на свежем воздухе под солнцем и дождем. Организация эффективна, но не результативна.
Вот когда погасится дебиторская задолженность, неиспорченные товары будут реализованы и оборудование будет производить и зарабатывать, она станет результативной.
- Прибыль – это показатель эффективности, результат – это то, чем можно физически воспользоваться.
- Прибыль – это скорость прироста активов (в том числе дебеторки или товарных запасов) за определенный период времени, но сами активы собственнику бизнеса не интересны. Активы обладают потенциальной возможностью превратиться в деньги, в результат деятельности компании.
Отсрочка недопустима
Поэтому основная цель коммерческой организации – произвести как можно дешевле, продать как можно дороже, понятий отсрочки платежа и дебиторской задолженности не существует.
Деньги превращаются в товар и товар – в деньги без промежуточных стадий.
Поэтому и цель – максимизация прибыли, в то время это практически означало максимизировать деньги.
Но когда сегодня собственники говорят, как максимизировать прибыль, ответ простой: продайте свое предприятие, и вы резко максимизируете прибыль, разово. Возьмем для примера ателье.
Покупатель приходил в ателье, по нему ушивали костюм, через некоторое время он его забирал и отдавал деньги.
В момент продажи компания максимизировала свою прибыль на сумму заказа. В XVIII в. это было корректно. Сегодня корректно, когда трейдеры торгуют ценными бумагами на фондовом рынке.
Их цель также максимизировать прибыль посредством продажи активов. Для торговых и производственных компаний, чья деятельность носит регулярный характер в течение длительного времени, максимизировать прибыль невозможно.
Появление маркетинга
Теперь предприятия должны предвосхищать будущие потребности покупателей и развивать производство в этом ключе. Быть успешным и производить продукцию с одинаковыми характеристиками в течение десятилетий уже не получается.
Компания Ford, девизом которой было «Автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет – черный», терпит крах, приходится изменить идеологию. Появляется понятие отсрочки платежа и дебиторской задолженности.
Мифические деньги
С неграмотным управлением в этой сфере столкнулись западные фирмы. Они показывали высокие прибыли, начисляли дивиденды, но, когда их приходили получать акционеры, денег на выплату не было. Акционеры шли в суд, и компанию признавали техническим банкротом.
Это значит, что компания эффективна – присутствует прибыль, – но не результативна: нет денег, банки не готовы предоставить кредит, предприятие не может расплатиться по своим обязательствам.
Вывод таков: если прибыль есть, а предприятие признается банкротом, прибыль не является конечным результатом его деятельности. Таким результатом могут быть только деньги.
Обратите внимание, что в разных странах в стандартах регламентированной отчетности отчет о движении денежных средств появляется в разное время, что косвенно указывает на уровень зрелости экономики и понимания тенденций развития государства: США — 70-е гг., Западная Европа — 80-е гг., Россия — 90-е гг. 20 века.
Но составляется данный отчет в бухгалтерском учете раз в квартал, а то иногда и раз в год. Поэтому многие менеджеры считают, что отчет о движении средств – не очень нужный документ.
В бюджетном управлении присутствует бюджет движения денежных средств, в рамках которого организовано помесячное управление деньгами. Казначейское оперативное управление денежными средствами сегодня позволяет управлять деньгами с шагом в день.
Таким образом, современное финансовое управление деньгами совершается не раз в год, а ежедневно.
Поток свободы
Подведем итог: получение прибыли не является главной целью бизнеса, так как прибылью собственник воспользоваться непосредственно не может.
Хотя в большинстве книг по финансовому менеджменту так и написано: прибыль – необходимое, но недостаточное условие существования и ведения успешного бизнеса.
Цель бизнеса с точки зрения собственников – генерировать свободный денежный поток (FCF – Free Cash Flow), который можно выводить из бизнеса собственнику и кредиторам.
По сути, машина для генерации денег. Поэтому топ-менеджерам пора избавиться от стереотипа, ставящего во главе успеха прибыль, а не деньги.
Автор: М.Панов, Генеральный директор Ltd Consulting Maxima
Источник: «Консультант», 5/2012