Анализ денежных потоков от операционной деятельности

В процессе анализа денежных потоков от операционной деятельности выявляются и анализируются основные причины притока и оттока денежных средств.

В ходе анализа притока денежных средств выявляются причины их притока:

  • увеличение кредиторской задолженности;
  • возврат дебиторской задолженности;
  • продажа активов.

При анализе оттока денежных средств также выявляются причины, которые приводят к этому. К таким причинам могут относиться:

  • сокращение оборачиваемости активов, например, из-за роста дебиторской задолженности или увеличение проавансированных расходов;
  • увеличение объема продаж, требующего увеличения оттока денежных средств;
  • увеличение выплат акционерам в виде дивидендов;
  • расчеты по задолженности с бюджетом, по оплате труда, аннулирование существующих задолженностей.

Наличие таких причин может приводить к дефициту денежных средств.

Совокупный (чистый денежный поток должен стремиться к снижению, поскольку притоки и оттоки по разным видам деятельности должны взаимопоглощаться (чисто математическое соотношение).

К признакам дефицита денежных средств могут относиться, например, отсутствие собственных оборотных средств (или рабочего капитала) или наличие отрицательного денежного потока.

В целях анализа все причины дефицита денежных средств можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним причинам относятся: кризис неплатежей; высокая доля бартера; перегрев отдельных секторов рынка; рост цен на коммунальные платежи; инфляция; обязательность и своевременность налоговых платежей и т.д.

К внутренним причинам относятся: падение объема продаж; сокращение поступлений за наличные; несвоевременность возврата дебиторской задолженности; потеря рынка; недостатки в организации управления в области финансов, производства; недостаток квалифицированных кадров и т.д.

В связи с приведенными выше причинами притока и оттока денежных средств процесс управления чистым денежным потоком от операционной деятельности включает в себя следующие основные направления:

  1. увеличение объема продаж;
  2. ускорение оборачиваемости активов при сохранении их оптимального, необходимого для поддержания уровня производства, размера;
  3. сокращение дебиторской задолженности.
  4. продажа дебиторской задолженности (факторинг) с целью ускорения возврата денежных средств.

Все перечисленное выше приводит к сокращению финансового цикла предприятия и способствует его оптимизации.

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью и денежными средствами предполагает организацию и проведение на предприятии следующих процедур и мероприятий:

  • синхронизация денежных потоков, которая выражается в сближении по возможности сроков возврата дебиторской задолженности и погашения кредиторской задолженности;
  • оперативное управление денежными потоками;
  • снижение объема денежных средств в пути, что означает необходимость изменения форм расчетов, введение электронных денег и.д.);
  • централизация расчетов филиалов через головной офис;
  • срочная выписка счетов для ускорения расчетов с покупателями;
  • предоставление покупателям скидки за досрочную оплату продукции и товаров и услуг. Данная процедура приводит к некоторому сокращению объема продаж (как правило, около 2%), но способствует ускорению возврата дебиторской задолженности. К сожалению, российское бухгалтерское законодательство пока не ввело в практику этот эффективный инструмент управления дебиторской задолженностью и ускорения возврата денежных средств;
  • организация работы с должниками по всем направлениям;
  • регулирование соотношения продаж в кредит и по предоплате с учетом различных факторов, определяющих эффективность этих типов продаж.

Анализ показывает, что при продажах по предоплате:

  • уменьшается риск не возврата долгов (+);
  • повышается оборачиваемость активов (+);
  • уменьшается потребность в оборотных средствах (+);
  • сужается клиентская база (-).

При продажах в кредит:

  • увеличивается объем продаж (+);
  • увеличивается риск невозврата долгов (-);
  • увеличивается потребность в оборотных средствах (-).
  • анализ дебиторской задолженности по всем видам продукции для выявления невыгодных продаж с позиции инкассации. Инкассация представляет собой процесс получения денежных средств за реализованную продукцию.

Сопоставление положительных и негативных факторов, связанных с различными формами продаж и организации денежного оборота позволяет выбрать аналитикам и менеджерам наиболее подходящие формы продаж.

Особое место в анализе денежных потоков от операционной деятельности занимают бартерные операции. Очевидно, что в системе денежного обращения роль бартера отрицательная. Поскольку обменные операции по своей сути не вписываются в систему денежного обращения. Нужно различать бартерные операции (они возникают в процессе операционной деятельности) и собственно не денежные операции в рамках инвестиционной и финансовой деятельности. Такое различие необходимо делать на практике, поскольку фактически бартерные операции также являются не денежными. В тех случаях, когда предприятия прибегают к использованию бартерных схем, оно преследует, как правило, следующие цели:

  • снижение оттока денежных средств при снижении их притока. На практике такие схемы часто применяются при использовании давальческого сырья;
  • выгодность обмена, т.е., приобретение более выгодных активов для предприятия;
  • расширение рынков сбыта при нехватке денежных средств у покупателей.

Бартер часто вынужденно используется в тех случаях, когда бартерные схемы применяются конкурентами, когда у предприятия существует дефицит денежных средств, или в тех случаях, когда клиент настаивает на бартерной схеме.

Как правило, бартерные сделки менее выгодны для предприятия, чем продажа за наличные.

При оценке бартерных сделок необходимо учитывать такие факторы, как:

  • большая выгодность сделки для предприятия или для партнера;
  • характер обмениваемых активов;
  • величину расходов при совершении бартерной сделки.

В ходе анализа денежных потоков от операционной деятельности применяются различные относительные показатели и коэффициенты.

Оцените статью
Управление денежным потоком предприятия